Пляжи Одессы

Главная

Стоимость услуг

Контакты

Органы власти г.Одесса

Суды г.Одесса

Образцы исков

Вопрос юристу

Разработка Правил содержания и использования пляжей города Одессы.

Общественные слушания по пляжам.

Пляжи Одессы

Ситуация, сложившаяся на пляжах города Одессы ужасающе неправильная и нарушает права граждан, желающих отдохнуть на берегу Черного моря. Почему – именно ужасающе? И в чем – нарушение прав отдыхающих?

Если коротко, нарушение прав граждан – в том, что территория всеобщего пользования – территория пляжей, стремительно уменьшается. Уменьшается как за счет застройки побережья, так и за счет навязывания услуг на территории пляжа – создания условий, когда формально бесплатной территорией можно пользоваться только после оплаты за услуги, оказываемые на этой территории. И если со вторым бороться хотя и сложно, но возможно – можно просто не оплачивать услуги и переместить мешающий отдыху предмет в другое место, то с застройкой побережья Одессы ситуация уж совсем плачевная. На пляжах, прямо на песке, строятся капитальные сооружения, которые впоследствии «узаканиваются» решением суда и, после вступления решения суда в силу и внесения данных о праве собственности в реестр собственников – в действие вступает статья 41 Конституции Украины – «Право частной собственности является нерушимым». В этом случае есть только один, долгий и далеко не всегда реальновыполнимый путь освобождения территории пляжа – отмена решения суда, на основании которого было приобретено право собственности и последующий иск о сносе. Но это достаточно сложный процесс по разным причинам, как объективным, так и субъективным – это и сроки давности, и временные и финансовые ресурсы, и множество препятствий, которые будет чинить собственник строений на пляже при рассмотрении процесса, начиная от многократной перепродажи указанного строения до элементарного затягивания процесса. И, главный фактор, который необходим – это воля представительного органа территориальной громады как собственника побережья – Одесского городского совета.

Застройка прибрежной территории противоречит как действующему законодательству, в частности ст.90 Водного кодекса Украины, согласно которой в 100-метровой зоне побережья запрещено строительство каких-либо сооружений, так и здравому смыслу – ведь пляж находится в противооползневой зоне, на территории берегоукрепительных сооружений, нагрузка на которые должна быть строго нормируема. Такая застройка не только уменьшает территорию для отдыха, которая должна быть бесплатной и общедоступной, но и создает угрозу для отдыхающих и причинения ущерба имуществу территориальной громады. Ведь не зря законом предусмотрена и процедура ввода в эксплуатацию объектов строительства с участием уполномоченных органов, и процедура застройки, предусматривающая получение экспертных заключений и геологическое исследование территории застройки. При признании права собственности на строения на пляжах по решению суда в обход указанной процедуры – нарушения не выявляются и строительные нормы не соблюдаются. Ведь судья не является специалистом в строительной области, а суд не является органом-участником процедуры ввода в эксплуатацию строений – но при этом считает возможным признавать право собственности на вновь созданные объекты недвижимости.

7 июля 2014 года в городе Одессе прошли общественные слушания по проекту Правил эксплуатации и оборудования пляжей города Одессы, разработанных Управлением инженерной защиты территории города и развития побережья Одесского городского совета. К сожалению, под маской «новых» правил эксплуатации пляжей были предложены по сути те же самые правила, которые действуют на основании решения Одесского городского совета с 2007 года. Но, помимо того, что эти правила никак не решали существующих проблем, ими же еще закладывались новые фундаментальные нарушения прав граждан и были сформированы дополнительные источники конфликтов. Например, предлагалось, что не более 50% арендованной территории может быть покрыто настилами. Настилы – это деревянные помосты, изменяющие уровень территории пляжа и препятствующие доступу к песку. С учетом требований действующего законодательства, которое четко озвучивает, что пляжи – это территория общего пользования и объект благоустройства, предназначенный для всех граждан в равной мере, а также с учетом того, что песок – это ресурс, используемый отдыхающими для рекреационных целей, такое нововведение как настилы на пляжах - абсолютно, кричаще недопустимо, поскольку является грубейшим нарушением действующих норм права. А способствование уполномоченными органами внедрению указанного новшества в жизнь сложно трактовать иначе, нежели уклонение от выполнения функций и реализации задач по обеспечению горожанам доступа к пляжам города Одессы.

Кроме этого, настилы – это своеобразный «фундамент» для застройки территории, на которой он расположен. Уже и сегодня, несмотря на существующий законодательный запрет размещения сооружений в стометровой зоне побережья, некоторые арендаторы пляжей устанавливают настилы и строят на них кафе и иные развлекательные учреждения на побережье. Несложно представить, во что превратятся пляжи Одессы, если указанные сооружения дополнительно «узаконить» Правилами эксплуатации пляжей. В так называемых «новых» правилах, представленных городскими властями на общественные слушания, было достаточно много и других недостатков – оставалась возможность предоставлять пляжи в аренду, отсутствовала системность и логичность изложения норм, не были предусмотрены рычаги влияния на арендаторов в случае нарушения ими пляжных правил. Складывалось стойкое ощущение, что правила были написаны на скорую руку и, судя по тексту и форме, главное, к чему стремился разработчик – обеспечить комфортные условия для арендаторов пляжей, предоставляя им дополнительные возможности брать оплату за доступ к пляжной территории, а не за оказание услуг. А пляжная территория – необходимо помнить – бесплатная и беспрепятственная, поэтому крайне важно в новых правилах отделить бесплатную возможность пользования территорией пляжа от возможности получения пляжных услуг.

Итак, в результате бурного обсуждения проекта правил, представленных городскими властями 7 июля 2014 года, был утвержден Протокол общественных слушаний по обсуждению проекта решения Одесского городского совета «Об утверждении правил эксплуатации и оборудования пляжей города Одессы в новой редакции», которым предложенный проект правил эксплуатации пляжей был отклонен и признан таким, что противоречит интересам территориальной громады. В протоколе, в частности, предлагалось: 1) провести инвентаризацию и паспортизацию пляжей Одессы; 2) провести экономический анализ обоснованности арендной платы; 3) расторгнуть заключенные договора аренды вследствие отсутствия объекта аренды; 4) провести открытые торги на право предоставления пляжных услуг. По результатам общественных слушаний было решено рекомендовать Одесскому городскому голове создать рабочую группу в составе общественников и представителей органов местного самоуправления для разработки нового проекта Правил эксплуатации и оборудования города Одессы. Тут же на общественных слушаниях были избраны 20 представителей общественности, впоследствии вошедших в состав группы.

Рабочая группа по разработке пляжных правил.
РУБРИКИ РАЗДЕЛА:

Общественные слушания по пляжам.

Рабочая группа по разработке пляжных правил.

Проект Правил содержания и использования пляжей от общественности.

Аренда пляжей в Одессе - закон или беспредел?