Пляжи Одессы

Главная

Стоимость услуг

Контакты

Органы власти г.Одесса

Суды г.Одесса

Образцы исков

Вопрос юристу

Разработка Правил содержания и использования пляжей города Одессы.

Проект Правил содержания и использования пляжей от общественности.

Пляжи Одессы

После проведения общественных слушаний и создания рабочей группы, в которую вошли общественники, депутаты и представители органов местного самоуправления, проект пляжных правил был разработан общественниками-участниками рабочей группы и подан с пояснительной запиской в канцелярию Одесского городского совета в конце ноября 2014 года.

Коротко остановимся – что нового предлагалось в новом проекте пляжных правил и что исключалось? Основные задачи, которые преследовались при разработке новых правил – это открытость правоотношений «предприниматели-город», четкое урегулирование прав и обязанностей граждан и прав и обязанностей предпринимателей на пляжах, запрет передачи пляжей в аренду и размещение на пляжах каких-либо сооружений как капитальных так и стационарно закрепленных любым другим способом, создание нового органа – общественного совета с функциями контроля над деятельностью на пляжах

Открытость правоотношений предпринимателей с городскими властями обеспечивалась публичным размещением на сайте Одесского городского совета схемы расположения свободных мест для ведения деятельности на пляже, а также минимального размера участия каждого предпринимателя в содержании берегоукрепительных сооружений и территории пляжа. Также, согласно проекту, на сайте размещается заявка установленной формы, которая подается в уполномоченные органы субъектом, который планирует вести деятельность на пляже. При этом каждый из заявителей волен указать размер участия в содержании побережья на свое усмотрение, понимая, что определяющим критерием при выборе субъекта ведения деятельности на пляже будет именно размер участия – поэтому при конкуренции нескольких предпринимателей на одно место, предпочтение будет отдано тому, кто заплатит больше. Такая процедура имеет под собой конкурсную основу и призвана исключить коррупционные механизмы при определении субъекта оказания услуг на пляжах.

Что касается прав и обязанностей граждан, равно как и прав и обязанностей предпринимателей на пляжах, то эти разделы, по мнению общественников, должны быть безусловно включены в содержание новых правил пользования пляжами. Практика изучения проблематики пользования пляжами показала, что граждане зачастую не могут изучить несколько десятков тысяч нормативно-правовых актов и сформировать концепцию прав, предусмотренных законом, равно как и четкого механизма их реализации. Зачастую можно услышать вопросы: «А этот пляж платный?» или, наоборот: «А этот пляж бесплатный?», что показывает высшую степень заблуждения граждан в сфере пользования территорией пляжей. Не существует платных пляжей. Все пляжи являются бесплатными. Платными на пляжах могут быть только услуги, которые, при этом не должны быть привязаны к возможности использования территории. Это необходимо четко запомнить и понимать. Для этого достаточно знать всего несколько норм закона. Первое – ст.13 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов», согласно которой «пляжи – территории общего пользования» и ст.17 этого же закона, согласно которой «граждане имеют право пользоваться объектами благоустройства населенных пунктов». Второе – ст. 1 Закона Украины «О защите прав потребителей», согласно которой услуга – это деятельность исполнителя по передаче потребителю определенного договором материального или нематериального блага, которая осуществляется по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей. То есть, достаточно понять и запомнить всего два понятия – «пляж – территория общего пользования», то есть приоритетов ни у кого нет и быть не может и все граждане имеют равные права в пользовании территорией пляжа и «услуга осуществляется по индивидуальному заказу потребителя», то есть шезлонг или другой предмет становится услугой только после заказа отдыхающего, а до этого – это лишь препятствие в пользовании пляжем.

Аналогично, и с необходимостью внедрения в новые правила раздела, касающегося прав и обязанностей предпринимателей на пляжах. После изучения проблематики ведения деятельности на пляжах, стало очевидным, что предприниматели считают, что право пользования территорией, предоставленное им на основании договора аренды – почему-то выше, чем право пользования, предоставленное гражданам в силу закона. Возникает правовой конфликт. При этом субъектами хозяйствования зачастую совершаются действия, говорящие о том, что, в их понимании, предоставленная территория должна использоваться исключительно для предоставления пляжных услуг с целью получения коммерческой прибыли. Для достижения указанных целей используются всевозможные действия, направленные на то, чтобы услуга была неотъемлемо связана с территорией, на которой она предоставляется и реализовать право на отдых без оплаты за услугу было бы невозможно. Это, безусловно, вызывает конфликт интересов между отдыхающими, не желающими получать услуги, и предпринимателями, желающими услуги навязать. Для исключения указанной ситуации в проекте общественников было предложено внедрить фундаментальный принципе ведения деятельности на пляже – обязанность субъекта хозяйствования размещать предметы для предоставления услуг исключительно после заказа определенным лицом, то есть принцип «услуга следует за отдыхающим», а не наоборот.

Запрет аренды был предметом жарких споров, но, как показали и результаты общественных слушаний, и непосредственно работа группы по разработке пляжных правил, абсолютное большинство представителей общественности считает передачу пляжей в аренду незаконной и такой, что противоречит действующему законодательству и интересам территориальной громады. Для того, чтобы говорить о незаконности аренды, действительно есть масса оснований, которые подробно изложены в пояснительной записке к проекту. Противоречие интересам города видится общественникам как в мизерных поступлениях в бюджет за пользование бесценной рекреационной территорией, так и в способствовании застройки побережья. Касательно поступлений в городской бюджет есть даже более радикальные мнения - нет такого размера арендной платы, которая может оправдать то, что бесценную рекреационную территорию делают ограниченно доступной. Несомненно то, что аренда является фактором, способствующим застройке территории пляжей, поскольку дает арендатору преимущественное право пользования территорией, что неизменно влечет злоупотребления в пользовании и желание закрепить исключительные права на территорию пляжа тем или иным способом.

Именно по вышеизложенным причинам, запрет передачи пляжей в аренду и запрет размещения предметов для предоставления услуг до заказа отдыхающего и необходимость внедрения ведения предпринимательской деятельности по принципу оказания услуг ( «заказ – услуга» ) стало определяющими факторами при разработке проекта общественниками. К сожалению, необходимость кардинальных перемен на пляжах Одессы на сегодняшний день не нашла понимания у органов местного самоуправления и проекту общественников, вероятно, не суждено быть реализованным на практике. Именно ключевые положения проекта - "запрет аренды", "запрет сооружений", "размещение предметов для предоставления услуг в ограниченных местах дислокации" - вызвали особо острое неприятие городских властей. Такая реакция, к сожалению, говорит о том, что полноценный диалог с общественностью на данном этапе невозможен, по крайней мере до тех пор, пока органы власти, де-юре призванные стоять на страже интересов территориальной громады, де-факто будут пытаться сохранить существующее положение субъектов хозяйствования на пляжах.

РУБРИКИ РАЗДЕЛА:

Общественные слушания по пляжам.

Рабочая группа по разработке пляжных правил.

Проект Правил содержания и использования пляжей от общественности.

Аренда пляжей в Одессе - закон или беспредел?