судебный сбор

Главная

Стоимость услуг

Контакты

Органы власти г.Одесса

Суды г.Одесса

Образцы исков

Вопрос юристу

Судебный сбор. Нововведения 2015 года

Судебный сбор

22 мая 2015 года Верховная рада Украины приняла во втором чтении и в целом проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об уплате судебного сбора». «За» проголосовало 229 депутатов. В пояснительной записке к проекту говорится о том, что круг субъектов, освобожденных от уплаты судебного сбора является необоснованно широким, а целью закона является необходимость повысить поступления от судебного сбора в два раза в течение 12 месяцев. Интересно указана цель законопроекта: установление обоснованных и справедливых ставок судебного сбора, с учетом социально-экономической ситуации в государстве и уменьшение числа лиц, освобожденных от судебного сбора, что – внимание – значительно повысит уровень доступности правосудия путем лучшего обеспечения осуществления правосудия и функционирования органов судебной власти, функционирования органов судебной власти, материально-технического обеспечения и соответственно, их финансовой независимости. То есть, упрощенно говоря, повышение ставок судебного сбора и сужение категории лиц, имеющих право на льготу, должно повысить уровень доступности правосудия. Не учтено только, что уровень доступности, к сожалению, включает в себя фактор стоимости судебных затрат, без которых, увы, только в очень редких случаях и только на усмотрение судьи может рассматриваться судебное дело.

Что же конкретно предлагается изменить? Предлагается – потому что на день написания статьи закон пока не подписан Президентом.

Основные изменения, конечно, внесены в Закон Украины «О судебном сборе».

«Льготники».

Из категории «льготников» исключили лиц, на которых распространялось действие Закона Украины «О защите прав потребителей», хотя, в общем-то, на мой взгляд, освобождение этих лиц было вполне оправданным. Конституцией гарантирована защита прав потребителей и, касательно множества концепций в сферах услуг ( в том, числе и в финансовой, например, при получении кредита ), потребитель считается более слабой стороной договора в первую очередь в связи с тем, что ему, как правило, не хватает специальных знаний для определения качества услуги ( товара ), в момент его приобретения, в отличии от продавца товара, которому недостатки и подводные камни достоверно известны и также, в силу опыта и бесконечного множества повторяющихся действий, известно, как той или иной недостаток скрыть. Вследствие такого нововведения потребители будут реже обращаться в суд за защитой своих прав, чтобы не нести дополнительные затраты, помимо убытков, причиненных вследствие ненадлежащего качества услуги.

Также из категории «льготников» исключены истцы, которые подавали иски о возмещении убытков вследствие невозвращения денежных и имущественных взносов, вложенных в банки и иные финансовые учреждения. Исключены общественные организации инвалидов и ветеранов – просто как категория, за подачу любого вида исков они будут платить в полном объеме. Также сузилась категория льготников по трудовым спорам – в текущей редакции Закона освобождаются истцы при подаче иска по любым спорам, вытекающим из трудовых отношений; после вступления закона в силу – только по спорам, связанным со взысканием заработной платы и восстановлением на работе.

Ставки судебного сбора

В текущей редакции Закона Украины «О судебном сборе» за подачу иска имущественного характера надлежит уплатить 1% цены иска, но не менее 0.2 размера заработной платы ( 243 грн. 60 копеек ) и не более 3 минимальных зарплат ( 3 654 грн. ). В новой редакции предлагается увеличить процент до 1.5 % от цены иска, при этом минимальный предел увеличивается до 0.4 размера минимальной зарплаты ( 487 грн.20 копеек ) и максимальный предел становится безграничным. Это значит, что сегодня при подаче имущественного иска Вы обязаны заплатить от 243 грн. 60 копеек до 3 654 грн., после вступления закона в силу – от 487 грн. 20 копеек до бесконечности. Исключение верхнего предела говорит о том, что сбор может составить и десять тысяч гривен, и сто тысяч и более ( в зависимости от суммы иска ). Поэтому теперь инициатору судебного процесса нужно хорошо подумать, делить имущество через суд или постараться договориться и пойти к нотариусу оформить договор раздела имущества ( в текущей редакции при стоимости имущества 800 тысяч гривен истец заплатит 3 654 грн., в новой – уже 8 000 гривен ).

Размер судебного сбора при подаче иска неимущественного характера увеличивается в два раза – с 0.2 размера минимальной зарплаты до 0.4 минимальной заработной платы. То есть, на сегодняшний день с 243 грн.60 копеек до 487 грн. 20 копеек. И это при том, что Семейный кодекс Украины запрещает расторгать брак в органах регистрации актов гражданского состояния ( пошлина составляет 8 грн. 50 копеек ) в случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети. То есть, хочется или нет, даже при согласии обоих супругов на расторжение брака, если у пары есть ребенок – развод обойдется около пятисот гривен.

Существенно увеличен судебный сбор за подачу апелляционной и кассационной жалоб. Сегодня судебный сбор за апелляционную жалобу составляет 50% ставки, которая подлежала оплате при подаче иска, за кассационную – 70% ставки. В новой редакции предлагается увеличить эти размеры до 110% и 120% соответственно. То есть, возьмем к примеру имущественный иск суммой 20 000 гривен. На сегодня подача иска обойдется 243 грн.60 копеек ( минимальный сбор ), апелляция – 121 грн. 80 копеек ( 50% ставки первой инстанции ), кассация – 170 грн. 50 коп ( 70% ставки первой инстанции ), итого – 535 грн.90 копеек. В новой редакции, при той же сумме иска, сумма за подачу иска составит 487 грн.20 копеек ( минимальный сбор ), за апелляцию – 535 грн. 90 копеек ( 110% ставки первой инстанции ), за кассацию – 584 грн. 64 копейки ( 120% ставки первой инстанции ), итого – 1607 грн. 74 копейки – более чем в три раза больше. Цифры при анализе имущественного спора, один процент которого составляет более чем 3 654 грн. ( 365 400 грн. ) будут еще более ужасающие – во-первых, не будет максимального порога, а во-вторых, сама сумма увеличится в 1.5 раза ( с 1% до 1.5% ).

Из хорошего – убрали судебный сбор за обеспечение доказательств и за обеспечение иска, который составлял 121 грн. 80 копеек. При этом, что интересно, непосредственно из ст.133 Гражданского процессуального кодекса Украины требование предоставлять квитанцию об уплате судебного сбора пока не исключили ( и проектом такие изменения не предусматриваются ). Получается, что сбор как бы требуется, но размер его не установлен.

Все указанные нововведения касаются гражданского судопроизводства, в хозяйственных и административных судах ставка судебного сбора за подачу имущественного иска даже уменьшилась ( с 2% от цены иска до 1.5% в первом случае и с 2% до 1% для физических лиц во втором ). Но большинство дел все же приходится на районные суды, в которых задействованы обычные граждане, которые сталкиваются со спорами в совершенно разных сферах жизни ( семейные, наследственные, жилищные, земельные, трудовые и другие вопросы ), поэтому, безусловно, если смотреть с точки зрения материальных затрат, о доступности правосудия в контексте данного проекта речь не идет. Касательно улучшения материально-технической базы, я, как практикующий юрист – безусловно за. Но как это будет и будет ли – вопрос открытый. На сегодняшний день, во всех процессах, в которых мне приходится участвовать, вопрос «материально-технического обеспечения» решается в разных судах и даже в одном и том же суде, но разными судьями – по разному. У некоторых – истец регулярно отправляет повестки за свой счет, делает ксероксы с решений, самостоятельно отвозит запросы и отправляет письма за свой счет от имени суда. У некоторых – совершенно противоположная картина, где суд (судья ) полностью выполняет свои функции и истец дополнительными затратами не обременен. Все индивидуально, хотя чем обосновывается эта «индивидуальность» - сказать сложно.

В общем, будем смотреть, как будут работать нововведения, хотя, по моему личному мнению, на количество судебных дел в целом это не повлияет – потому что большинство лиц используют судебный процесс как к крайнюю меру защиты, когда все иные методы досудебного и внесудебного урегулирования исчерпаны, а в некоторых случаях - к примеру, расторжение брака при наличии несовершеннолетних детей – без суда обойтись просто невозможно, так как закон не предусматривает иного пути. Поэтому увеличение судебного сбора скорее повлияет на бюджет обычного гражданина и возникновение необходимости отказать себе в чем-то ином, нежели на отказ от обращения в суд в целях экономии.