Органы милиции. Функции, полномочия органов милиции. Заявления граждан.
Органы милиции входят в структуру Министерства Внутренних дел Украины. Милиция представляет собой единую систему органов, объединенных общими задачами и целями, каждый из которых выполняет определенные законом функции в пределах своих полномочий, в частности, охрана правопорядка. В структуру милиции входят уголовная милиция, милиция общественной безопасности, государственная автомобильная инспекция, транспортная милиция, специальная милиция, милиция внутренней безопасности. Каждый из перечисленных элементов структуры реализует свои функции в определенной сфере общественных отношений – криминальная милиция занимается борьбой с организованной преступностью ( в структуре существует управление по борьбе с организованной преступностью – УБОП), борьбой с экономическими преступлениями, осуществляет уголовный розыск; на управление государственной автомобильной инспекции ( ГАИ ) возлагается обеспечение безопасности дорожного движения в Украины и так далее.
Деятельность указанных органов осуществляется на основании Конституции Украины, Закона Украины «О милиции», Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» и других нормативно-правовых актах. Основными их задачами органов милиции в соответствии с указанными нормативными актами, является обеспечение общественного порядка, предотвращение, выявление и раскрытие преступлений, защита прав и свобод граждан от противоправлных действий других лиц. Очевидно, что на милицию возложена очень масштабная и очень важная для общества функция – поддержание равновесия общественного порядка в тех случаях, когда действия граждан выходят за пределы правомерного поведения с точки зрения административного и уголовного законодательства ( совешение административного правонарушения или уголовного преступления ). Гражданские и хозяйственные правоотношения в полномочия органов милиции не входят. Если лицо не соблюдает договорное обязательство, не выселяется из квартиры по требованию собственника, препятствует во владении или пользовании собственным имуществом другим лицам – такое поведение нельзя назвать правомерным и оно, безусловно нарушает права третьих лиц, но при этом действия лиц не выходят за рамки правомерного поведения с точки зрения административных и уголовных норм, и эти отношения не находятся в компетенции милиции.
Но, даже если органу, принявшеему заявление от потерпевшего или другого лица ( заявителя ), кажется, что правоотношения гражданские, он не имеет право отказать в принятии заявления о совершении преступления и обязан рассмотреть его по существу. До 1 ноября 2012 года при получении жалобы на действия таких лиц органы дознания, в соответствии со ст. 97 Уголовного процессуального кодекса, действовавшего до того периода, обязаны были принять заявление и в течение трех дней принять решение – содержат действия указанных лиц состав правонарушения или преступления или нет. В случае необходимости проведения оперативно-следственных мероприятий, данный срок увеличивался до 10 дней. В течение этого срока орган дознания ( милиция, прокуратура ) брал пояснения от лица, в отношении которого поступила жалоба, свидетелей, истребовал, изучал документы в случае необходимости. Независимо от результатов досудебного следствия, уполномоченным лицом органа дознания должен был быть составлен процессуальный документ - Постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Если заявитель не согласен с Постановлением, его можно было обжаловать в срок не более 7 дней с момента получения копии постановления прокурору или в суд. При вынесении Постановления о возбуждении уголовного дела или отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, начиналась такая стадия привлечения к уголовной ответственности, как возбуждение уголовного дела.
Телефоны и адреса милиции в Одессе
Название |
Адрес |
Телефон (код - 048) |
Одесское областное управление милиции |
Еврейская, 12 |
799-40-43 |
Одесское городское управление милиции |
Преображенская, 44 |
725-71-17 |
Приморский райотдел милиции |
Греческая, 42 |
722-45-42 |
Порто-Франсковское отделение милиции |
Градоначальницкая, 33 |
726-28-53 |
Шевченковское отделение милиции |
Канатная, 101-В |
722-40-79 |
Отделение милиции пляжа "Аркадия" |
пляж "Аркадия" |
68-52-36 |
Отделение милиции рынка "Новый" |
Торговая, 26 |
726-78-48 |
Малиновский райотдел милиции |
Ак. Филатова, 23-В |
765-75-27 |
Хмельницкое отделение милиции |
Мечникова, 53 |
733-02-02 |
Киевский райотдел милиции |
Ак. Филатова, 15-А |
766-89-98 |
Таировское отделение милиции |
Люстдорфская дорога, 170 |
47-14-01 |
Отделение пляжа "Золотой берег" |
Золотой берег, 5 |
63-92-05 |
Суворовский райотдел милиции |
Ак. Заболотного, 18-А |
751-21-57 |
Хаджибеевское отделение милиции |
Черн. Казачества, 31 |
723-44-56 |
Отдел милиции гидропарка "Лузановка" |
Николаевская дор., гидропарк "Лузановка" |
756-53-06 |
Управление ГАИ Одесской области |
Ак. Королева, 5 |
47-74-55 |
МРЭО-1 Одессы (Приморский, Киевский район) |
Ак. Королева, 5 |
47-84-85 |
МРЭО-2 Одессы (Суворовский, Малиновский район) |
6-й км Овидиопольской дороги |
47-84-85 |
С 1 ноября 2012 года вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс, в котором стадия возбуждения уголовного дела отсутствует вовсе. В соответствии со ст. 214 Уголовного процессуального кодекса следователь или прокурор обязан в течение суток с момента получения сообщения о совершении преступления ( уголовного правонарушения ) обязан внести информацию о преступлении в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. То есть, по сути, отказать в принятии заявления следователь не может и не внести его в реестр также, по крайней мере, по закону. На практике же сложилась несколько иная ситуация, когда следователи милиции или прокуратуры рассматривают заявление о совершении уголовного правонарушения в порядке, предусмотренном Законом Украины " Об обращении граждан ", с соответствующими последствиями - не вносят в Реестр досудебных расследований и не проводят расследование, субъективно считая, что из текста заявления не следует наличие состава уголовного правонарушения. Это не соответствует закону, но, к сожалению, нередко имеет место. В этом случае заявителю следует обжаловать бездействие следователя милиции в судебном порядке и обязать его внести информацию в реестр и начать расследование.
Вооруженные органы милиции - защита или опасность?
Функции, возложенные на милицию, являются достаточно масштабными и значимыми для правопорядка на всей территории Украины; связаны с расследованием правонарушений и преступлений, совершаемых, как правило, асоциальными личностями. Реализация этих функций нередко сопряжена с риском и для их надлежащего осуществления требуются особые полномочия. Органы милиции являются вооруженным органом государственной власти с правом применения оружия в определенных случаях. Также милиции предоставляется право применять методы физического воздействия и специальные средства ( наручники, слезоточивый газ ). Применению оружия, методов физического воздействия или специальных средств должно предшествовать предупреждение об их применении, кроме случаев возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан и работников милиции. К сожалению, имеют место случаи, когда органы милиции не конктролируют свои действия и превышают данные им властные полномочия, нанося вред ни в чем неповинным гражданам. Примером тому являются события в Киеве 30 ноября 2013 года, при разгоне Евромайдана. Благодаря средствам массовой информации, в том числе и интернет-ресурсам, широкому кругу общественности удалось наблюдать за расправой вооруженного органа милиции - специального подразделения беркута - над обычными мирными гражданами, принимавшими участие в митинге за подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Ненавистническая расправа поразила как зрителей, так и самих митингующих, никак не ожидавших такого поворота событий на майдане. Множество людей с травмами головы, переломами и ушибами обратилось в больницы за оказанием медицинской помощи, и позднее написали заявления о совершенных неправомерных действиях в отношении них органами милиции.